Меню KDT

logo.png?_=2?_=1
АСТАНА ҚАЛАСЫ ӘКІМДІГІ БІЛІМ БАСҚАРМАСЫНЫҢ «№1 ПСИХОЛОГИЯЛЫҚ-ПЕДАГОГИКАЛЫҚ ТҮЗЕУ КАБИНЕТІ» КММ


+7(7172)27-19-49

Рекомендации сурдопедагога

Что нужно, чтобы ребенок говорил?

Когда стали проводиться первые операции кохлеарной имплантации родители и, как это не покажется странным, некоторые специалисты считали, что раз КИ обеспечивает возможность слышать даже тихие звуки, то эго автоматически означает, что ребенок будет понимать речь и говорить. И причем будет это делать сразу после операции!!! Мы объясняли родителям, что между способностью слышать и способностью понимать речь существует огромная дистанция, что требуются годы для того, чтобы научить ребенка с КИ понимать речь и говорить: «Да ваш ребенок очень быстро сможет слышать с КИ самые тихие звуки, в том числе и шепот (но совсем не сразу после операции!). Однако пройдет много времени, прежде чем, он научится понимать речь и говорить. И научиться этому он сможет, только если вы будете много заниматься с ребенком, и вам будет помогать сурдопедагог». Наши слова для многих из них были неожиданными.

Действительно, всем детям требуется длительная послеоперационная реабилитация. В чем же она заключается?

Конечной целью кохлеарной имплантации можно считать то, что с помощью КИ глухой ребенок будет слышать и понимать устную речь, а также говорить и использовать ее для общения. Однако КИ заменяет только погибшие рецепторы улитки, которые преобразуют звуковые колебания в электрические импульсы, передаваемые слуховому нерву, а по нему в слуховые центры мозга.

МЫ СЛЫШИМ И ПОНИМАЕМ РЕЧЬ, А ТАКЖЕ ГОВОРИМ МОЗГОМ

Поэтому, чтобы понимать речь ребенок должен быть не только способен слышать тихие звуки, но нужны еще 4 «мозговых» составляющих (Королева, 2008).

4 «мозговых» составляющих, необходимые чтобы ребенок слышал, понимал речь, говорил и использовал ее для общения.

  1. Слуховые центры мозга ребенка должны уметь анализировать речь, как звуковые сигналы (должны быть сформированы слуховые механизмы анализа речевой информации). То есть мозг ребенка должен уметь обнаруживать, различать и опознавать разные речевые сигналы - фонемы, слоги, слова, фразы. Кроме того, в его памяти должны храниться слуховые образы этих сигналов.
  2. Ребенок должен владеть системой родного языка, т.е. он должен знать и хранить в памяти различную лингвистическую информацию - значение множества слов (лексика), их звуковой состав (фонетика), правила изменения (морфология) и соединения слов в предложении (синтаксис).
  3. У ребенка должны быть сформированы механизмы порождения и образования устной речи - он должен уметь порождать и развивать замысел высказывания, преобразовывать иерархическую структуру замысла в линейную последовательность речевых единиц. У него в памяти должна храниться вся необходимая для этого информация. Это информация о значении слов, правилах их применения и соединения в высказывании. Кроме того, это информации о двигательных программах голосообразующих и артикуляторных органов, которые обеспечивают генерацию речевых сигналов с соответствующими акустическими характеристиками.
  4. Ребенок должен овладеть правилами использования речи для общения (прагматика).

У маленьких детей для развития речи необходимо также развитие навыков общения и мышления:

  1. Ребенок должен научиться общаться с окружающими, используя неречевые средства общения (он должен стараться смотреть на лицо и глаза взрослого человека, соблюдать очередность при общении, подражать действиям взрослого и др.);
  2. Он должен понимать назначение предметов, их свойства, действия, устанавливать связь между разными предметами, событиями, действиями, действовать с предметами, оценивать последствия действий и др. (представления об окружающем мире, невербальный и вербальный интеллект).

Чтобы научить ребенка всему этому требуется много времени, поэтому реабилитации глухих детей раннего и младшего дошкольного возраста длительный и сложный процесс.

Все дети этой группы имеют очень ограниченные навыки слухового восприятия. По состоянию развития понимания речи и устной речи их можно разделить на 2 подгруппы:

  1. Дети, не использующие устную речь для общения (доречевые дети). Они составляют большинство детей раннего и младшего дошкольного возраста. Их единственное средство общения ~ естественные жесты, крик, гласноподобные и слогоподобные вокализации. Часть из них могут повторить за взрослым отдельные звукоподражания (ав-ав, мяу, пи-пи) по его просьбе. При этом они делают это, воспринимая речь слухо-зрительно.

Часть малышей не произносят никаких звуков и даже повторяют артикуляцию взрослого без голоса («открывает рыба рот, да не слышно, что поет»). Это характерно для детей, не носивших постоянно слуховой аппарат, детей, не занимавшихся регулярно с сурдопедагогом развитием устной речи, детей, имеющих дополнительные расстройства моторики, внимания, интеллекта.

  1. Дети с функциональной речью. Они очень ограничено понимают речь путем чтения с губ или зрительно-слуховым способом с помощью слухового аппарата, прежде всего, из-за несформированности системы родного языка. Их собственная речь представлена отдельными словами, 2-3-х словной фразой с нарушениями звукослоговой структуры и аграмматизмами. В основном это дети старше 3-х лет, которым рано надели слуховой аппарат и с которыми регулярно занимались развитием слуха и речи сурдопедагог и родители, дети с прогрессирующим снижением слуха.

Отрывок из книги «Развитие слуха и речи у глухих детей раннего и дошкольного возраста после кохлеарной имплантации»:

Учебное пособие / И.В.Королева. СПб:

С Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи, 2008.

 

"№1 Психологиялық - педагогикалық түзеу кабинеті" КММ директоры Амрина Бахыт Бекболатовна

№1 ППТК жұмысының он жылдығына арналған "Жүрекпен сезіну" фестивалі

Choose Color