Коррекционно-развивающее направление строится с учетом актуальных возможностей каждого ребенка, на основе охраны и укрепления здоровья, создания благоприятной образовательной среды, обеспечивающей не только усвоение знаний, но и развитие личности детей.
Содержание коррекционно-развивающего обучения определяется индивидуально-развивающей программой (далее – ИРП).
ИРП разрабатывается с учетом особенностей психофизического и речевого развития и индивидуальных возможностей детей с особыми образовательными потребностями и охватывает основные сферы развития ребенка: речевую, познавательную, социально-эмоциональную, моторную и самообслуживание. ИРП утверждаются заведующим КППК.
Организация коррекционно-развивающего процесса в КППК регламентируется рабочим учебным планом и расписанием учебных занятий.
Формами организации коррекционно-развивающего обучения детей с особыми образовательными потребностями в КППК являются индивидуальные или подгрупповые и групповые занятия, консультативные занятия, группы кратковременного пребывания. Группы комплектуются по одновозрастному или разновозрастному принципу. Количество групп определяется уставом КППК и наличием специальных условий для осуществления коррекционно-педагогической работы.
Продолжительность занятий зависит от возраста ребёнка с особыми образовательными потребностями и составляет:
1) индивидуальные занятия – 35- 45 минут;
2) групповые занятия для детей младшего дошкольного возраста от двух до пяти лет – 30 – 35 минут;
3) групповые занятия для детей старшего дошкольного от пяти до семи лет и школьного возраста от шести и далее – 45 минут.
Основанием для коррекционно-развивающего обучения является заключение договора с родителями ребенка и ознакомление родителей с индивидуально-развивающей программой и перечнем оказываемых услуг. Совместно с родителями составляется расписание коррекционных занятий.
По результатам выполнения конкретных задач оценивается эффективность реализации индивидуально-развивающей программы (ИРП). Оценка эффективности ИРП производится после каждого курса коррекционного обучения в целях корректировки ИРП подведения итоговых результатов и решения вопросов о возможности перевода в другой образовательное учреждение или продолжить коррекционный курс.
Процесс сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях Кабинета начинается с посещения службы ранней помощи. Именно сюда первоначально приходят родители со своим ребенком за помощью и советом. Ранняя комплексная помощь предполагает широкий спектр долгосрочных психолого-педагогических услуг, ориентированных на ребенка и семью и осуществляемых в процессе согласованной работы специалистов разного профиля. В условиях службы ранней помощи специалистами обеспечивается комплексный подход к проведению диагностики, проводится первичное консультирование родителей, выстраивается система коррекционно-развивающей работы с ребенком с обязательным включением родителей в данный вид деятельности. Некоторые из детей, пройдя курс коррекционно-развивающего обучения, успешно адаптируются в общеобразовательных детских садах, при этом продолжают получать психолого-педагогическую поддержку в условиях Кабинета.
Заключительным этапом в коррекционно-развивающем обучении является интеграция или инклюзия в дошкольные или школьные организации образования или продолжение коррекционно-развивающего курса в условиях КППК.
Дефектолог
Направления работы учителя - дефектолога
Цель: оказание дефектологической помощи детям раннего возраста с особыми образовательными потребностями (сочетанные нарушения), коррекция нарушений развития в процессе коррекционно-развивающих занятий, консультирование родителей и педагогов.
Задачи:
1. Диагностическое обследование различных сфер развития детей раннего возраста.
2. Определение индивидуальной коррекционно-развивающей программы развития ребенка.
3. Внедрение инновационных технологий ранней коррекционно – развивающей помощи детям с особыми образовательными потребностями и их семьям.
4. Формирование у детей раннего возраста представлений об окружающей действительности.
5. Формирование всех видов деятельности в раннем возрасте.
6. Развитие познавательной активности.
7. Оказание практической помощи родителям по взаимодействию с ребенком с особыми образовательными потребностями.
№ |
Основные направления |
Содержание |
1 |
Диагностическое направление |
1. Дефектологическое обследование с целью точного установления уровня развития ребенка; выявление особенностей развития каждого ребенка. |
2. Планирование коррекционно-развивающей работы с учетом результатов обследования (разработка индивидуальной развивающей программы). |
||
3. Психолого – педагогический мониторинг: выявление особенностей развития каждого ребенка, отражение результатов в картах наблюдения, индивидуальных коррекционно-развивающих программах. |
||
4. Прогнозирование дальнейшего коррекционно-развивающего процесса. |
||
2 |
Коррекционно-развивающее направление |
1. Проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми в соответствии со структурой нарушения. |
2. Разработка плана проведения комплексного коррекционно-развивающего занятия с учетом нарушения детей (совместно со специалистами Кабинета). |
||
3. Проведение комплексных групповых занятий с детьми раннего возраста с сочетанными нарушениями по формированию социальной сферы, коммуникативных навыков, развитию психических функций, сенсорному развитию. |
||
4. Оценка результатов коррекционно-развивающего обучения; составление прогноза дальнейшего развития каждого ребенка. |
||
3 |
Работа с педагогами |
1. Консультирование и оказание практической помощи специалистам Кабинета по вопросам коррекционно-развивающего обучения детей раннего развития |
2. Анализ проведенного комплексного коррекционно-развивающего занятия с детьми раннего возраста |
||
4 |
Консультативно-просветительское направление |
1. Выступление с докладами на заседаниях педагогического совета |
2. Посещение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий логопедов, сурдопедагогов, социального педагога, психолога с целью совершенствования педагогического опыта. |
||
3. Публикации статей в СМИ по коррекционно-развивающей работе с детьми раннего возраста |
||
5 |
Работа с родителями |
1. Индивидуальное консультирование по итогам диагностического обследования детей с помощью шкал развития KID и RCDI |
2. Проведение индивидуальных бесед, консультаций, оказание практической помощи родителям. |
||
3. Составление рекомендаций родителям для проведения коррекционно-развивающей работы с ребенком раннего возраста в домашних условиях. |
||
6 |
Методическое направление |
1. Изучение новинок методической литературы. |
2. Насыщение предметно-развивающей среды в кабинете раннего вмешательства. |
||
3. Посещение курсов повышения квалификации, семинаров. |
||
4. Участие в работе педагогического совета. |
||
5. Внедрение в коррекционно – развивающий процесс программ и методических пособий для работы с детьми раннего возраста. |
||
6. Разработка рекомендаций для родителей детей с особыми образовательными потребностями. |
||
7. Разработка рекомендаций для педагогов в работе с детьми раннего возраста с особыми образовательными потребностями |
Сурдопедагог
Основные направления коррекционной работы сурдопедагога с детьми нарушения слуха
Основная цель коррекционной деятельности сурдопедагога в коррекционном учреждении – совершенствование слухо-зрительного восприятия речи слабослышащих и неслышащих детей после кохлеарного импланта как необходимого условия получения информации на занятии/уроке и полноценного общения со слышащими сверстниками. Задачи:
- развитие слухового восприятия детей как основы для совершенствования слухо-зрительного;
- развитие слухового восприятия в осложненных акустических и позиционных условиях;
- развитие слухо-зрительного восприятия как основного способа получения информации;
- развитие речи и мышления;
- совершенствование навыков коммуникации и межличностного взаимодействия;
- развите контроля и самоконтроля за произношением.
№ |
Основные направления |
Содержание |
Диагностическое направление |
Диагностика включает оценку таких параметров, как: - адекватность настройки слуховых аппаратов/кохлеарного импланта; - возможности слухового и слухо-зрительного восприятия глухих и слабослышащих учащихся; - уровень речевого развития. Диагностика проводится в течение двух недель учебного года по традиционной методике с использованием списков слов, фраз и текстов. Обследование проводится только в индивидуальной форме. Протоколы обследования заполняются на каждого ребенка. Планирование коррекционно-развивающей работы с учетом результатов обследования (разработка индивидуальной развивающей программы). |
|
2 |
Коррекционно-развивающее направление
|
Основными направлениями сурдопедагогического сопровождения являются: 1) Развитие слухового восприятия на специально организованных индивидуальных и групповых занятиях. 2) Организация развития слухового восприятия в семье. На индивидуальных и групповых занятиях вырабатывается умение различать, опознавать и распознавать на слух и слухо-зрительно различный речевой материал (звуки, слоги, слова, предложения, тексты). При этом такая работа проводится в различных условиях: - в комфортных акустических и позиционных условиях, когда слуховая тренировка проходит в тишине, а педагог произносит речевой материал, находясь напротив ребенка, «лицом к лицу»; - в специально осложненных условиях при наличии маскирующих шумов и разнообразных позициях говорящего (в профиль, за спиной, в процессе хождения по кабинету); - в комфортных акустических условиях, но при наличии нескольких поочередно говорящих людей, то есть в речевой среде. |
3 |
Работа с педагогами |
1. Консультирование и оказание практической помощи специалистам Кабинета по вопросам коррекционно-развивающего обучения детей раннего развития |
2. Анализ проведенного комплексного коррекционно-развивающего занятия с детьми раннего возраста |
||
4 |
Консультативно-просветительское направление |
Этот вид деятельности реализуется сурдопедагогом в процессе взаимодействия с родителями и предполагает: - проведение открытых индивидуальных и групповых занятий по развитию слухового восприятия детей для родителей и педагогов; - проведение индивидуальных/групповых консультаций о ходе, содержании и итогах коррекционного процесса у обучающегося и создании благоприятных условий во внешкольное время для закрепления и автоматизации полученных в образовательном учреждении слухоречевых навыков; - участие в родительских собраниях с целью информирования родителей слышащих учащихся об особенностях детей с нарушениями слуха. |
5 |
Методическое направление |
Эта деятельность направлена на повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, работающих в условиях инклюзии. Сурдопедагог проводит для учителей индивидуальные/групповые консультации и семинары, на которых знакомит педагогов с особенностями развития детей с нарушениями слуха, а также со специальными приемами, способствующими повышению эффективности их обучения. Для организации комфортной образовательной среды и повышения качества обучения сурдопедагог разрабатывает памятки для учителей об особенностях плохослышащих детей, специфике слухо-зрительного восприятия и понимании речи детьми с нарушениями слуха, о речевом поведении педагога. Памятки вручаются каждому педагогу, работающему с детьми данной категории памятки. Необходимым и обязательным условием эффективной работы сурдопедагога является наличие отдельного оборудованного кабинета. |
Логопед
Цель: Оказание логопедической помощи детям раннего возраста и с общими нарушениями речи, коррекция нарушений развития речи в процессе коррекционно-развивающих занятий; консультирование родителей и педагогов.
Задачи:
- Развитие артикуляционного аппарата
- Развитие дыхания
- Развитие мелкой моторики
- Развитие фонетико-фонематической стороны речи;
- Развитие общих речевых навыков;
- Развитие звукопроизношения и речи детей;
- Развитие связной речи.
Основные направления |
Содержание |
Диагностическое направление
|
1.Логопедическое обследование детей с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в их развитии, выявление особенностей развития каждого воспитанника группы; комплектация подгрупп на основе анализа результатов обследования. 2.Планирование коррекционно-развивающей работы с учетом результатов обследования. 3.Психолого-педагогический мониторинг: выявление особенностей динамики развития каждого логопата и группы в целом; отражение его результатов в индивидуальных планах, протоколах обследования. Внесение коррективов в планы индивидуального сопровождения. 4.Прогнозирование дальнейшего коррекционно-развивающего процесса. |
Коррекционно-развивающее направление
|
1.Проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми в соответствии со структурой нарушения. 2.Разработка плана проведения комплексного коррекционно-развивающего занятия с учетом нарушения детей (совместно со специалистами Кабинета). 3. Проведение комплексно групповых занятий с детьми раннего возраста с сочетанными нарушениями по формированию социальной сферы, коммуникативных навыков, развитию психических функций, сенсорному и речевому развитию. 4. Оценка результатов коррекционно-развивающего обучения; составление прогноза дальнейшего развития каждого ребенка. |
Работа с педагогами
|
1. Анализ проведенного комплексного коррекционно-развивающего занятия с детьми раннего возраста и ОНР. 2.Консультирование и оказание практической помощи воспитателям и специалистам Кабинета по вопросам обучения и воспитания детей с нарушением речи. |
Консультативно- просветительское направление |
1 Выступление на методических заседаниях педагогического совета 2. Посещение индивидуальных занятий логопеда и дефектологов КППК с целью совершенствования профессионального опыта. 3.Публикация опыта работы (методических наработок, конспектов занятий, рекомендаций) в печатных изданиях, на образовательных сайтах. |
Работа с родителями |
1.Индивидуальное консультирование по итогам психолого-педагогического и речевого обследования детей. 2.Проведение индивидуальных бесед, консультаций, оказание практической помощи родителям 3.Составление рекомендаций для работы с детьми в домашних условиях. |
Методическое направление
|
1.Изучение новинок методической литературы, 2.Оснащение кабинета инновационно-коррекционной методической литературой. 3.Посещение курсов повышения квалификации, семинаров. 4.Внедрение в коррекционно-развивающий процесс программ и методических пособий для работы с детьми с ОНР. 5. участие в работе педагогического совета. 6. Разработка рекомендации для родителей и педагогов в работе с детьми с особыми образовательными потребностями |
Социальный педагог
Основные направления коррекционной работы социального педагога
Цель работы: оказание социальной, педагогической поддержки детям и их родителям. Способсвовать социализации личности ребенка.
Задачи:
1. Создание благоприятного микроклимата для детей
2. Развитие способностей детей, творческой и социальной их адаптации
3. Психолого-педагогическая работа по предупреждению негативных проявлений поведения среди детей дошкольного возроста
Основные направления
1. Диагностическое направление
- Изучение семейных взаимоотношений в семьях детей с ООП с целью оказания социально-коррекционной помощи.
- Обследование условий жизни детей с целью выявления их потребностей, трудностей в коррекционном процессе
- Проведение социально-педагогической диагностики
- Анкетирование родителей
2. Коррекционно-развивающее направление
- Взаимодействие с детьми в группе
- Формирование культурно-гигиенических навыков
- Развитие навыков самообслуживания
3. Социальная реабилитация
- Развитие у детей социальных навыков
- Организация и проведение дидактических и развивающих игр по формированию у детей представлений об окружающей среде.
4. Мероприятия
- Праздник, посвященный Дню знаний
- Праздник «День рождения друга»
- «Туған өлкем» конкурс поделок и рисунков ко дню независимости
- Новогодний утренник
- Утренник «Айналайын, ақ мамам» международный женский день
- Спортивный праздник «Национальные игры»
- Конкурс поделок и рисунков ко дню Победы.
- Выездная развлекательная программа 1- июня-Международный День защиты детей
5. Консультативно-просветительское направление
- Проведение индивидульных консультаций с педагогами, родителями
- Организация работы родительского клуба
- Участие в ежегодном Рождественской ярмарке
6. Методическое направление
- Участие в заседаниях педагогического совета кабинета
- Анализ и обобщение собственного опыта работы.
- Изучение методической литературы, специальных изданий по социальной педагогике и использование их в работе