Меню KDT

logo.png?_=2?_=1
КГУ «КАБИНЕТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ №1» УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АКИМАТА ГОРОДА АСТАНА


+7(7172)27-19-49

Рекомендации логопеда

     
Когда нужно обратиться к учителю-логопеду?

В определенный момент неспособность ребенка дошкольного возраста выговаривать определенные звуки, коверканье слогов, небольшой словарный запас или неумение связно описывать картинку перестает быть возрастной нормой и начинает тревожить внимательных родителей. Благо, существуют специалисты, которые могут помочь решить проблемы с детской речью. Когда же нужно обратиться за помощью к логопеду?

Некоторые ошибочно полагают, что консультация логопеда бесполезна до тех пор, пока ребенку не исполнится 5 лет. На самом деле, к логопеду можно и нужно обращаться раньше. У ребенка может закрепиться автоматизм неправильного произношения, и тогда его придется переучивать, а не учить, а это намного сложнее и займет больше времени.

Итак, помощь специалиста нужна, если вашему ребенку:

  • 7-8 месяцев, он по-прежнему не реагирует на речь, адресованную ему, а также не поворачивает голову, когда вы называете его имя.
  • 12 месяцев, кроха не употребляет в своей речи от 8 до 10 коротких слов, типа «мама», «папа», «баба», «ням», «ав-ав».
  • 2 года, ребёнок совсем не разговаривает, общается жестами.
  • 2,5 года, ребенок не умеет объединять слова в небольшие фразы, типа «дай пить».
  • 3 года, ребёнок неточно воспроизводит элементарные ритмы, не может выполнять обычные артикуляционные движения (высунуть по просьбе язык, например), не научился глотать слюну.
  • 3-4 года, малыш сокращает длинные слова, искажая их до неузнаваемости; переставляет слоги в слове; произносит не слова, а лишь отдельные слоги; не выговаривает слова полностью, до конца; неправильно произносит звуки, путает их; не делает паузы между словами и фразами.
  • 5 лет, дошкольник не может составить простое предложение, описывая картинку; у него не получается установить во время рассказа последовательность действий (просто перечисляет предметы); не пытается составлять грамматически правильные предложения, в которых слова должны быть согласованы (род, число, падеж); не использует в речи союзы и предлоги.

Не бойтесь обращаться за помощью, даже если ребенок младше 2 лет. Ранняя консультация логопеда – неоценимая польза для родителей. Специалист проанализирует ситуацию и выявит проблему, обучит маму или папу приемам речевой компенсации, разработает специальный комплекс упражнений.

Как организовать логопедические занятия дома

Итак, вы решили самостоятельно начать заниматься со своим ребенком до того, как у вас появится возможность получить квалифицированную помощь.

Прежде чем начать занятия, подготовьте всё, что может вам понадобиться.

  • Большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики.
  • «Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «Посуда», «Мебель» и т.п.).
  • Хорошо также приобрести муляжи фруктов, овощей, наборы небольших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств, кукольную посуду и т.д. (или хотя бы картинки)
  • Разрезные картинки из двух и более частей.
  • Вашим хобби до окончательной компенсации недоразвития речи у ребенка должно стать коллекционирование различных картинок, которые могут пригодиться в процессе подготовки к занятиям (красочные упаковки от продуктов, журналы, плакаты, каталоги и пр.) Заведите дома большую коробку, куда вы будете складывать свою «коллекцию».
  • Для развития мелкой моторики приобретите или сделайте сами игры: пластилин и другие материалы для лепки, конструктор, шнуровки, счетные палочки и т.д.
  • Тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования занятий.

Основная трудностьдля родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая.

Все занятия должны строиться по правилам игры!

Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с малышом.

Редкий ребенок будет сидеть на месте и впитывать знания.

Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится.

Рекомендации учителя-логопеда

Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Ежедневно проводятся:

  • игры на развитие мелкой моторики,
  • артикуляционная гимнастика (лучше 2 раза в день),
  • игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха,
  • игры на формирование лексико-грамматических категорий.

Количество игр – 2-3 в день, помимо игр на развитие мелкой моторики и артикуляционной гимнастики. Не переутомляйте малыша!

Не перегружайте информацией! Это может стать причиной заикания.
Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время. Некоторые занятия (например, на формирование лексико-грамматических категорий) можно проводить по дороге домой.

Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15 – 20 минут.

Позже внимание ребенка рассеется, и он не будет способен воспринимать никакую информацию. Некоторые дети не могут сконцентрироваться и на это время, ведь каждый ребенок индивидуален. Если вы увидите, что взгляд вашего ребенка блуждает, что он уже совершенно никак не реагирует на вашу речь, как бы вы ни старались и не привлекали все знакомые вам игровые моменты, значит, занятие необходимо прекратить или прервать на некоторое время.

Знакомьте ребенка с детской литературой! Старайтесь прочитывать малышу хоть несколько страниц, рассмотрите картинки к прочитанному тексту, опишите их, задайте ребенку вопросы по тексту.

«Когда же можно все успеть?» - спросите вы. Чтение книг можно отложить на вечер перед сном. Возможно, другие педагоги посчитают это неправильным, ведь именно в такое вечернее время ребенок устал и его внимание рассеяно. Проверено! Чтение перед сном становится любимым занятием малыша – ведь еще 15-20 минут можно прободрствовать, пообщаться с родителями, поделиться своими секретами. Желательно, чтобы тема литературного произведения совпадала с лексической темой недели.

Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. Например, если вы решили выучить с ребенком названия фруктов, покажите их в натуральном виде или пользуйтесь муляжами, картинками.

Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их.

Не употребляйте слово «неправильно»! Поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу. Лучше еще раз просто сами повторите образец произношения этого слова.

Не бойтесь экспериментировать! Игры можно придумывать самим. Все зависит от вашей фантазии. Можно адаптировать (упрощать) сложные игры, если ребенок не воспринимает их в том виде, в каком они будут предложены вам.

Памятка для родителей «Развитие речи ребенка»

Памятка для родителей «Развитие речи ребенка»

Чтобы помочь ребенку, запомните эти правила:

Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка.

Не перегружайте его речевыми занятиями.

Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.

В общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите четко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните ребенку.

Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте также уменьшительными и ласкательными суффиксами – все это тормозит речевое развитие ребенка.

Стремясь показать малышу неточности и ошибки в его речи, будьте осторожны и ни в коем случае не смейтесь над ним! Самое лучшее – тактично поправьте его и покажите, как надо произнести то или иное слово. Если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, четко и не спеша.

Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: а понятен ли ему ваш ответ?

Если в доме есть магнитофон (любое другое устройство, на которое можно записывать звуки), раз в месяц записывайте речь ребенка. На первом году жизни можно записать первые звуки, лепет, первые слова малыша. В дальнейшем – его речь во время игр, чтение стихов, пересказ прочитанного, а также самостоятельные высказывания. Время записи – от 1 до 5-10 минут в более старшем возрасте; при этом не забывайте указывать возраст ребенка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.

 

Дыхательная гимнастика – важный этап логопедического занятия

 

Рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики:

• Проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или

при открытой форточке.

• Занятия проводить до еды.

• Заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде.

• Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать.

• Выдох должен быть длительным, плавным.

• Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном

этапе можно прижимать их ладонями).

• В процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи,

рук, груди, живота.

• Упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя.

• Достаточно трех-пяти повторений. Многократное выполнение

дыхательных упражнений может привести к гипервентиляции! Наступление гипервентиляции можно определить по следующим признакам:

побледнение лица, жалобы на головокружение, отказ от занятий.

• Дозировать количество и темп проведения упражнений.

• После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2–3 секунды.

 

Дыхательные игровые упражнения

Футбол

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: два кубика или карандаша, ватный шарик или легкий

маленький мячик.

Ход игры. Из кусочка ваты скатайте шарик. Это мяч. Ворота – два

кубика или карандаша – размещаются на столе для занятий.

Вариант №1. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол». Вата

должна оказаться между кубиками.

Необходимо следить, чтобы ребенок при выполнении упражнения

не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал

щеки, а губы слегка выдвигал вперед.

Вариант №2. Через несколько занятий усложните упражнение:

пусть ребенок дует на шарик, положив распластанный язык на нижнюю губу. Воздушная струя должна проходить посередине языка. Под

воздействием воздушной струи посередине языка образуется желобок.

Упражнение хорошо подготавливает артикуляционный аппарат к вызыванию свистящих звуков.

 

Подуем на султанчики

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: бумажные султанчики (метелочки).

Можно использовать готовые султанчики или самостоятельно

изготовить их. Для этого необходимо взять тонкий листок

бумаги или фольги (5х10 см) и нарезать 10–12 узких полосок. Полоски привязываются к палочке или карандашу. Упражнение может

выполняться как стоя, так и сидя. Ребенку предлагают подуть на получившийся султанчик.

Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выполнении

упражнения не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух,

не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.

 

Ветряная мельница

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: для этой игры необходима игрушка – мельница из

песочного набора или вертушка.

Ход игры. Мельницу размещают на столе для занятий. Ребенок дует

на лопасти игрушки, взрослый сопровождает его действия стихотворным текстом:

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч!

А.С. Пушкин

Необходимо следить, чтобы ребенок при выполнении упражнения

не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал

щеки, а губы слегка выдвигал вперед.

 

Снегопад

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: рыхлые ватные комочки.

Ход игры. Упражнение выполняется стоя. Сделайте снежинки из ваты

(рыхлые комочки). Предложите ребенку устроить снегопад у себя дома.

Положите «снежинку» на ладошку ребенку. Пусть он сдует ее.

Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выполнении

упражнения не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух,

не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.

 

Листопад

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: разноцветные листья из цветной бумаги (осенью

можно использовать настоящие листья деревьев).

Ход игры. Вырежьте из тонкой цветной бумаги желтого и красного цветов осенние листья: дубовые, кленовые, березовые. Предложите ребенку

устроить листопад, сдувая листочки аналогично снежинкам с ладони.

 

Бабочка

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: бумажные бабочки.

Ход игры. Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке

привяжите нитку. Закрепите бабочек на уровне лица ребенка.

Затем предложите подуть на бабочку длительным плавным выдохом,

«чтобы она полетела».

Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выполнении

упражнения не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух,

не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.

 

Кораблик

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: бумажный кораблик.

Ход игры. Пуская бумажный кораблик в тазу с водой, объясните

малышу, что для того чтобы кораблик двигался, на него нужно дуть

плавно и длительно, щеки не надувать.

 

Живые предметы

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: карандаш или деревянная катушка.

Ход игры. Возьмите любой карандаш или деревянную катушку от

использованных ниток. Положите выбранный вами предмет на ровную

поверхность (например, поверхность стола). Предложите ребенку плавно

подуть на карандаш или катушку. Предмет покатится по направлению

воздушной струи.

Необходимо следить, чтобы ребенок при выполнении упражнения

не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал

щеки, а губы слегка выдвигал вперед.

 

Шторм в стакане

Цель: развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть

через трубочку; активизация губных мышц.

Оборудование: соломинка для коктейля и стакан с водой.

Ход игры. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой.

Вдох делается через нос и слегка приоткрытые в улыбке губы. Выдох совершается через трубочку для коктейля, конец которой опущен

в наполовину заполненный водой стакан. Ребенок дует через соломинку,

чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были

неподвижны.

 

Задуй свечу

Цель: развитие сильного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: свеча, хорошо закрепленная в подсвечнике.

Ход игры. Перед упражнением предложите ребенку отгадать загадку.

Затем предложите ребенку задуть горящую свечу одним сильным

выдохом. Во время выполнения им упражнения необходимо следить

за плавностью выдоха и вместе с тем его достаточной интенсивностью.

Ребенку предоставляется несколько попыток, в каждую из которых

дуть можно только один раз. Если свеча не потухла, снова набираем в

грудь воздух и пробуем еще раз.

 

Чей пароход лучше гудит?

Цель: развитие сильного ротового выдоха; формирование направленной воздушной струи посередине языка; активизация губных мышц.

Оборудование: чистые стеклянные пузырьки (высота пузырька около

7 см, диаметр горлышка 1–1,5 см).

Ход игры. Взрослый берет один пузырек себе, а другой дает ребенку. Взрослый показывает, как можно погудеть в пузырек. Надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка, пузырек в это время касается подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка.

После показа взрослый предлагает изобразить гудок ребенку. Если гудок не

получается, значит, ребенок не соблюдает одно из данных требований.

 

Бегущий лыжник

Цель: развитие сильного ротового выдоха; активизация губных

мышц.

Оборудование: бумажная фигурка лыжника.

Ход игры. Лыжи можно вырезать из не очень плотной бумаги (длина

лыж, сложенных вместе – 7,5 см, ширина 2,5 см). Передняя часть лыж

(1,5 см) загибается. Посередине карандашом проводится черта, которая

как бы отделяет одну лыжу от другой. В центре лыж приклеивается силуэт

человека, которого можно вырезать из такой же бумаги (высота 5,5 см),

предварительно ему придается соответствующее положение (полусогнутое: согнуть лист с силуэтом человека в двух местах). Когда фигурка

будет готова, ее размещают на столе для занятий. Взрослый предлагает

ребенку подуть на нее.

Необходимо следить, чтобы при выполнении упражнения ребенок

не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал

щеки, а губы слегка выдвигал вперед.

 

Фокус

Цель: выработка сильной направленной воздушной струи.

Оборудование: небольшой кусочек ваты.

Ход игры. На кончик носа ребенка логопед кладет маленький кусочек ватки. Затем предлагает ребенку высунуть изо рта язык, придать ему форму «чашечки» и подуть на кончик носа так, чтобы ватка

подлетела высоко вверх (воздушная струя при этом направляется

вверх).

 

Блок II

Упражнения для развития грудобрюшного типа дыхания

Представленные ниже упражнения целесообразно выполнять детям с тяжелыми нарушениями речи (заикание, дизартрия, ринолалия, алалия).

Целью этих упражнений является развитие ощущений движения

органов дыхания, главным образом диафрагмы и передней стенки живота,

что соответствует грудобрюшному типу дыхания.

Длительность каждого упражнения 4–5 минут. Каждое упражнение

рекомендуется отрабатывать в течение одной недели.

 

Упражнение №1

• Упражнение выполняется в положении лежа.

• Логопед кладет ребенку на живот в области диафрагмы легкую

игрушку (например, небольшую пластмассовую рыбку).

• Логопед предлагает ребенку посмотреть, как игрушка поднимается,

когда он делает вдох, и опускается, когда ребенок делает выдох.

• Ребенок делает вдох. В это время он следит глазами за подниманием

игрушки.

• Затем ребенок делает выдох и следит за опусканием игрушки вслед

за расслаблением диафрагмы.

 

Упражнение № 2

• Упражнение выполняется в положении лежа.

• Ребенок кладет ладонь на то место, где раньше лежала игрушка

(область диафрагмы).

• Ребенок делает вдох и с помощью ладони ощущает, как живот поднимается вверх.

• Затем ребенок делает выдох и следит, как живот опускается вниз.

 

Упражнение № 3

• Упражнение выполняется в положении сидя.

• Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы.

• Ребенок делает вдох и с помощью ладони ощущает, как живот поднимается.

• Затем ребенок делает выдох и следит, как живот опускается.

Упражнение можно сопровождать рифмовкой:

Сели бегемотики,

Потрогали животики,

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

 

Упражнение № 4

• Упражнение выполняется в положении стоя перед большим зеркалом.

• Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы.

• Ребенок делает вдох и с помощью ладони ощущает, как живот поднимается.

• Затем ребенок делает выдох и следит, как живот опускается.

 

Блок III

Упражнения для работы над дифференцированным дыханием

 

Ныряльщики

Цель: учить ребенка делать вдох ртом, а выдох носом, выработка

дифференцированного дыхания.

Ребенок, разводя руки в стороны, делает вдох ртом. Обхватывая себя руками и приседая («опускаясь под воду»), делает выдох носом.

Упражнение выполняется не больше двух-трех раз.

 

Надуй игрушку

Цель: учить ребенка делать вдох носом, а выдох ртом, выработка дифференцированного дыхания.

Для упражнения понадобится небольшая надувная игрушка, которую можно надуть за 3–4 выдоха. Логопед показывает ребенку, как надо надувать игрушку: набирает воздух через рот и медленно выдыхает его через рот в отверстие игрушки. Затем педагог предлагает ребенку самостоятельно надуть игрушку.

 

Блок IV

Упражнения и игры для выработки фонационного дыхания

 

Как уже отмечалось выше, фонационное (речевое) дыхание – это дыхание во время речи. Для его выработки необходимы упражнения для развития диафрагмального дыхания. В приведенных ниже упражнениях основное внимание детей направляется не на вдох, а на звучание голоса в процессе выдоха.

 

Веселые звуки

Цель: развитие правильного выдоха, пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, Э.

Ход игры: сначала логопед предлагает детям вместе с ним спеть «песенки» гласных звуков. Вот первая песенка: «“А-А-А”. Наберите побольше воздуха, вдохните воздух (вдох выполняется полуоткрытым ртом).

Песенка должна получиться длинная». Во время игры логопед следит за

четким произношением и утрирует артикуляцию звуков. Сначала поем

звуки А, У, постепенно количество «песенок» можно увеличивать.

Звуки можно пропевать по одному. Можно объединять их в сочетания.

Например: «АУ», «УА», «АОУ» и т.д.

 

Сдуй шарик

Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ф.

Ход игры: Исходное положение: стоя на ковре, руки расставлены широко в стороны. Логопед предлагает детям произнести длительно звук Ф, одновременно сводя руки перед собой – шарик сдувается. В конце произнесения звука дети должны обнять себя за плечи – шарик сдулся. Добирать воздух нельзя. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

 

Змейка

Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ш (упражнение выполняется при условии правильного произнесение звука Ш ребенком).

Ход игры: логопед предлагает детям поиграть в змей. Вылезли змейки из нор, греются на солнышке и шипят: «Ш-Ш-Ш». Игра может проводиться как стоя, так и сидя.

Логопед напоминает детям, что следует вдохнуть побольше воздуха носом и шипеть долго. Во время длительного произнесения звука Ш воздух добирать нельзя.

 

Жуки

Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ж (упражнение выполняется при условии правильного произнесение звука Ж ребенком).

Ход игры: Исходное положение: ребенок стоит, руки на поясе. Логопед предлагает поиграть ребенку в жуков. Поворачивая корпус то вправо, то влево, ребенок длительно произносит звук: «Ж-Ж-Ж». Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

 

Насос

Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука С (упражнение выполняется при условии правильного произнесение звука С ребенком).

Ход игры: логопед предлагает детям накачать шину насосом. Упражнение проводится стоя и сопровождается движениями, имитирующими накачивание колеса машины при помощи насоса.

Логопед показывает детям движения насоса и объясняет, что воздух необходимо выдыхать постепенно и плавно, произнося звук С. Добирать

воздух во время произнесения звука нельзя. Насос может продолжать работать после паузы, когда ребенок сделает следующий вдох. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

 

Веселая песенка

Цель: развитие правильного речевого дыхания – произнесение на

одном выдохе нескольких одинаковых слогов: «ЛЯ-ЛЯ».

Оборудование: кукла.

Ход игры: логопед предлагает ребенку спеть вместе с куклой веселую

песенку: «Сегодня к нам в гости пришла кукла Катя. Кукла танцует и поет

песенку: “Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!” Давайте споем вместе с Катей». Во время пения логопед следит, чтобы дети делали вдох через полуоткрытый рот и произносили подряд три слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться петь на одном выдохе более длинные песенки – подряд 6–9 слогов.

 

Волшебные слоги

Цель: развитие правильного речевого дыхания – произнесение нараспев слога на выдохе.

Речевой материал: используются слоги, состоящие из звуков, хорошо

произносимых детьми (МА, МО, МУ, МЫ, МИ; НА, НО, НУ, НЫ, НИ

и др.).

Ход игры: Дети принимают исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч. Логопед предлагает детям произнести слоги: «Сейчас мы будем произносить волшебные слоги. Волшебные они потому, что из них образуются слова. Послушайте, как я произнесу волшебный слог (логопед выполняет вдох через полуоткрытый рот с одновременным быстрым движением руки вверх, затем на выдохе, медленно опускает руку, нараспев произносит слог, например, “МА”). А теперь произносим вместе».

 

Волшебные слова

Цель: развитие правильного речевого дыхания – произнесение нараспев слова на выдохе.

Речевой материал: используются слова: МАМА, МИЛА, МЫЛА, НОТЫ, КОНИ, ДЕТИ и т.д.

Ход игры: Дети принимают исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч. Термин «слог» логопед употребляет в том случае, если детям знакомо понятие слога. Если дети не знакомы с этим понятием, можно пользоваться термином «звуки». Логопед предлагает детям составлять из волшебных слогов слова и произносить их: «Послушайте, как у меня это получится (логопед выполняет вдох через полуоткрытый рот с одновременным быстрым движением руки вверх, затем на выдохе, опуская руку, нараспев произносит слово, например, “МА-А-МА-А”). А теперь произносим вместе».

В течение одного занятия каждое слово пропевается 4–5 раз.

 

Паровозик

Цель: развитие правильного речевого дыхания – произнесение нараспев на выдохе фразы, состоящей из двух слов.

Речевой материал: используются фразы, включающие двусложные и трехсложные слова, например: «МАМА МЫЛА», «МИЛА ШИЛА», «МАША ЕЛА», «ДЕТИ ЗАПЕЛИ» и т.д.

Ход игры: Дети принимают исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч.

Логопед предлагает детям произнести одно из слов, которое изучали

раньше, затем присоединить к нему второе слово («словно вагончик

присоединили к паровозику») и будет фраза: «Получится, словно

паровозик с вагончиком едут вместе. Послушай, как это сделаю я

(логопед выполняет вдох через полуоткрытый рот с одновременным

быстрым движением руки вверх, а на выдохе, опуская руку, нараспев

произносит фразу, например: «МА-А-МА-А МЫ-Ы-ЛА-А») А теперь

произносим все вместе».

 

Артикуляционная гимнастика в домашних условиях

Цель: оказание помощи родителям в овладении основными приемами артикуляционной моторики ребенка в домашних условиях.

Почти все родители знают, что гимнастика для рук и ног нужна для того, чтобы их дети стали ловкими и сильными. А то, что язык – главная мышца органов речи и для него гимнастика просто необходима, знают не все. Для правильного звукопроизношения язык должен быть достаточно хорошо развит. Для профилактики возникновения дефектов в произношении звуков, а также для того, чтобы смягчить остроту этих недостатков, облегчить формирование правильного звукопроизношения, необходимо начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Уже после 7-8 месяцев после рождения малыша можно складывать губы трубочкой, улыбаться, щёлкать языком, изображая лошадку. Чем раньше малыш научится щёлкать языком, тем быстрее в его речи появятся звуки, требующие верхнего подъёма языка (ш, ж, р, л).

Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаковы. Обычно к двум годам ребёнок усваивает звуки П, Б, М, Ф, В, Т, Д, Н, С, 3, Л, К, Г, X. Свистящие (С-3), шипящие (Ш-Щ), сонорные (Р-Л) в возрасте 2-2,5 лет ребёнок пропускает или заменяет.

В это время необходимо проводить подготовительную работу, которая поможет малышу овладеть движениями артикуляционного аппарата и развить слуховое внимание.

Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное занятие, которым можно и не заниматься. Однако, это не так. Систематичное выполнение артикуляционных упражнений позволяет:

  1. Подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков (т. е., чем раньше родители с ребенком начинают заниматься артикуляционной гимнастикой, тем быстрее у ребенка появляются звуки родного языка, даже таких трудных как Р, Л).

  2. Артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты.

Артикуляционная гимнастика очень полезна детям, про которых говорят «каша во рту» (т. е. у таких детей снижен тонус мышц щек, губ и языка).

Как правильно проводить артикуляционную гимнастику дома? Заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут.

Все упражнения проводятся перед зеркалом (лучший вариант – большое зеркало, где ребенок видит себя и взрослого, но можно и маленькое зеркальце).

Все упражнения проводятся в виде игры. Запрещено принуждать ребенка заставлять заниматься. Необходимо заинтересовать: «Давай поиграем с язычком…»

Сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4-5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению.

Теперь остановимся на том, какие артикуляционные упражнения бывают.

Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические.

Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка. Это такие упражнения:

  • «Заборчик»,

  • «Окошечко»,

  • «Трубочка»,

  • «Чашечка»,

  • «Блинчик»,

  • «Иголочка»,

  • «Мостик»,

  • «Парус»

Это некоторые основные упражнения, их намного больше. Здесь надо сказать, что особенно важные это первые два упражнения – «Заборчик», «Окошечко», так как именно от этих упражнений будут выполняться и другие. Например, чтобы выполнить упражнение «Парус», мы говорим ребенку: «Сделай «Заборчик» - «Окошечко» - «Парус». И так любое упражнение будет начинаться именно с этих двух.

Статические упражнение должны удерживаться ребенком в течение 7-10 секунд, то есть мало показать, главное уметь удержать позу. Например, говорим ребенку: «ты будешь выполнять упражнение, а я буду считать»

Динамические упражнения – это упражнения, где необходимы правильные движения щек, губ, языка. Это такие упражнения, как:

  • «Часики»;

  • «Качели»;

  • «Лошадка»;

  • «Чистим зубки»;

  • «Вкусное варенье»;

  • «Барабанщик»;

  • «Худышки – толстяки» и др.

Эти упражнения тоже проводятся под счет, только при каждом счете ребенку необходимо поменять положение щек, губ или языка. В упражнение «Качели» можно считать, таким образом, ребенок поднимает-опускает язык вверх-вниз, а взрослый считает «кач – кач».

Организация проведения артикуляционной гимнастики дома

1. Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики невозможно или крайне затруднительно для ребёнка.

Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Покажите правильное выполнение упражнения.

Сейчас мы попробуем их выполнить. Логопед рассказывает о порядке выполнения артикуляционного упражнения, демонстрирует правильное выполнение на слайде. (Родители выполняют упражнения «Улыбочка», «Дудочка», «Катание шарика», «Иголочка», «Зайчик смотрит в окошко», «Чашечка», «Язычок на прогулке», «Пароход гудит», «Маляр», «Красим потолок», «Парус», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Покусывание кончика языка», «Дятел», «Прогони комарика», «Красим верхний заборчик», «Улыбка-трубочка-квадратик», «Утиный клювик», «Раскатай тесто», «Желобок», «Красим нижний заборчик», «Покусывание боковых краев языка», «Лопаточка», «Горка», «Катушка»).

Выполнение артикуляционной гимнастики не доставит вам большого труда, а ребенку принесет большую пользу, и позволит вам наблюдать за его прогрессом.

Марафон по развитию речи "А, ну-ка,повтори"

День - 1

С 26 ноября по 2 декабря учитель-логопед, Жумабекова Асель Нурлановна, проводит 7-дневный онлайн-марафон по развитию речи для родителей и детей. Ежедневно даются видеозадания, которые родители самостоятельно выполняют с ребенком. В специально созданном чате родители отвечают на вопросы: 1. Сегодня у нас получилось… 2. Сегодня вызвало трудность… 3. Я благодарю (имя ребенка) за… Родители отправляют видеотчеты личным сообщением специалисту и получают индивидуальные рекомендации. Основной целью данного мероприятия является сотрудничество с родителями при коррекции речевых нарушений.

День-2 Артикуляционная гимнастика

Қайырлы таң, құрметті ата-аналар! ☀️ Доброе утро, уважаемые родители! ☀️

 

Задание следующих дней марафона будет связано с артикуляционной гимнастикой. 😜😛 Это фундаментальная база для коррекции речевых нарушений детей, которая способствует выработке движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков и для объединения простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем. Все упражнения выполняются перед зеркалом, при необходимости используйте салфетки, ватные палочки и т.д.

 

Удачи и получить наслаждение от процесса P.S. Арт. гимнастика = арт. упражнения.

День-3 Статических артикуляционных упражнений

Қайырлы таң, құрметті ата-аналар! ☀️

 

Доброе утро, уважаемые родители! ☀️

 

3 день направлен на выполнение статических артикуляционных упражнений, необходимых для произнесения свистящих и шипящих звуков

День-4 выполнение динамических артикуляционных гимнастик для нормализации мышечного тонуса и подготовки к постановке звуков.

Доброе утро! 5 день марафона- продолжаем выполнять артикуляционную гимнастику ☀️

Доброе утро! 6 день марафона- направлен на укрепление мышц языка и подготовки артикулиционного аппарата к постановке сонорных звуков. ☀️

7 день марафона - самомассаж языка, который активизирует кровообращение, а так же способствует активизации тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность, а также способствует увеличению объёма и амплитуды артикуляционных движений. ☀️

Амрина Бахыт Бекболатовна, директор КГУ "Кабинет психолого-педагогической коррекции №1"

Фестиваль «Жүрекпен сезіну», посвященный десятилетию работы КППК №1

Choose Color