Многие родители, особенно мамы , уже не раз слышали о методике М. Монтессори, при которой ребенок сам для себя выбирает вид занятия и его темп, а взрослые лишь наблюдают за процессом и вмешиваются только при крайней необходимости. Польза таких совместных занятий с детьми огромна. Дети учатся быть самостоятельными, принимать решения , прислушиваться к себе , брать ответственность за свои действия , а это приносить радость в каждую семью.
А знаете ли в ?,что дети проходят шесть стадий сензитивного развития:
1.Развитие речи (от 0 до 6 лет)
2.Сенсорное развитие ( от 0 до 5,5 лет)
3.Восприятие и установление порядка ( от 0 до 3 лет)
4.Освоение мелких предметов ( от 1,5 до 5,5 )
5.Освоение движений и действий ( от 1года до 4 лет)
6.Развитие социальных навыков ( от 2,5 до 6 лет)
И очень важно , чтобы ребенок успел получить все необходимые навыки в каждый период развития , поскольку от этого напрямую зависит его дальнейшая жизнь : характер , поведения и способности.
Для того , чтобы развитие пошло правильно , нужно создать среду для ребенка. Среда должно быть подготовлено в соответствии с физическими возможностями ребенка на каждом этапе сензитивного развития. Только в этом случае ребенок сможет научиться всему необходимому и стать независимым.
Если у вас не один ребенок , а двое или быть может больше , это еще лучше , так как методика Монтессори , говорит, о том , что если ребенок развивается со старшими детьми, он берет с них пример , а если с младшими то учится заботиться о них. И еще что немало важно , это поведение самого взрослого , который должен наблюдать а не участвовать в процессе. Если вы видите , что у ребенка ,что то не получается с первого раза , не надо бежать и помогать ему, дайте ему возможность доделать все самостоятельно.
Главное правило метода Марии Монтессори : « Помоги мне сделать это самому !»
Создайте условия дома .
-Зона повседневной жизни , в которой ему будет доступно все , что нужно ежедневно: вешалки для вещей, полотенце , зубная паста , также дети особенно любят, переливание воды , пересыпание различных круп, уход за своей обувью и одеждой. Главное , чтоб все предметы лежали так, чтоб их было удобно брать.
-Зона сенсорного развития , в которых ребенка будут ждать разные по форме ,содержанию , запаху , структуре предметы. Это могут быть кубики, цилиндры, разные ткани.
-Зона языкового развития , в которой могут быть яркие книги , кубики с буквами, карандаши , бумага , вырезанные из плотной бумаги цифры и буквы.
-Зона творчества , в которой ребенка будут ждать краски , пластилин , цветные карандаши , бумага и все, все , что нужно для детского творчества.
-Зона естествознание , сюда нужно поместить все , что расскажет ребенку о внешнем мире : фигуры и картинки животных, цветы , разные жидкости.
-Зона активности , которой может стать детский спортивный уголок.
Все эти зоны не занимают много места, не мешают обычной жизни.
12 - заповедей Марии Монтессори при работе с детьми
- Детей учит то, что их окружает.
- Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать.
- Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать.
- Если ребенку часто демонстрируют враждебность – он учится драться.
- Если с ребенком честны – он учится справедливости.
- Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким.
- Если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить.
- Если ребенка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым.
- Если ребенка часто одобряют - он учится хорошо к себе относиться.
- Если к ребенку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.
- Если ребенка часто подбадривают - он учится уверенности в себе.
- Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.
- Живите заботами сегодняшнего дня и старайтесь оставаться оптимистами. Нельзя сделать будущее или настоящее таким, как хочется. Этого не может никто. Хотя некоторые и полагают, что это им по силам.
- Не бойтесь переоценить способности ребенка. Дайте ему возможность развиваться, поощряйте и поддерживайте. Верьте в него!
- Найдите людей (родственников, специалистов и т.п.), которые поделятся с вами опытом, советами и поддержкой.
- С раннего возраста обеспечьте ребенку возможность учиться и получать образование.
- Не забывайте о супруге и других детях. Напоминайте им, что любите всех одинаково, хотя и вынуждены проводить больше времени с ребенком с особенными потребностями.
- Слушайтесь только собственной совести. Тогда вам будет легко и с ребенком. Но вы не обязаны оправдываться перед друзьями и посторонними.
- Будьте честны, не лицемерьте. Невозможно быть идеальным родителем 24 часа в сутки. Если тяжело, позвольте себе иногда рассердиться, позавидовать, быть жалким или несчастным.
- Не требуйте от себя невозможного. Нельзя постоянно думать о том, что еще нужно сделать. Чаще думайте о том, чего уже удалось достичь.
- Цените то, что имеете. Подумайте, что вы способны замечать маленькие чудеса, которые большинство людей воспринимают как данность.
- Сохраняйте и проявляйте чувство юмора. Смех – лучшее лекарство от усталости и стресса.
- В своих отношениях с ребёнком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчёркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребёнка в своих силах.
- Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
- Говорите сдержанно, спокойно, мягко. (Окрики возбуждают ребёнка).
- Давайте ребёнку только одно заданиена определённый отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
- Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
- Поощряйте ребёнка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, конструктором, настольными играми, раскрашивание, чтение).
- Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Время приёма пищи, выполнения домашних дели сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку.
- Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребёнка чрезмерное стимулирующее действие.
- Оберегайте ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
- Давайте ребёнку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе - прогулки, бег, спортивные занятия (гимнастика, плавание, теннис, но не борьба или бокс, т.к. эти виды спорта травматичны).
- Помните о том, что присущая детям гиперактивность может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.
- Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.
- Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
- Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя “жертвой”, отказываясь от своей личной жизни.
- Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
- Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.
- Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.
- Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными.
- Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.
- Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.
- Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.
- Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
- Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
- Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
- Не изводите себя упрёками. В том, что у вас ребёнок с особыми потребностями, вы не виноваты!
- Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ребенком о ней.
И всегда помните о том, что рано или поздно Ваши усилия, стойкое терпение и непомерный труд в воспитании ребенка с ООП будут обязательно вознаграждены!